УФСИН России по Сахалинской области
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ИСТОРИЯ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВО
ВАКАНСИИ
ГОЛОСОВАНИЯ
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
ВЕТЕРАНЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ
Профессиональные услуги адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела.
Эрп решает собрать
империи Гуннов и презентация
организация города Москвы



ВНИМАНИЕ РОЗЫСК
Белогур Юрий Иванович
КОНТАКТЫ

Статистика
Сейчас: 21
Сегодня: 438
Всего: 316118

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЦ

Концептуальная модель воспитательных центров для содержания лиц, осуждённых к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте

 

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

 

       1. Воспитательный центр: цели, задачи, функции.

 

        Воспитательный центр – это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также, при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых[1].

Цели воспитательного центра:

- исправление осужденных;

- предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами;

- обеспечение  эффективной  ресоциализации  осужденных  к  условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия.

Задачи воспитательного центра:

- исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте;

- создание   условий,  исключающих   возможность  подозреваемым  и обвиняемым скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы, уклониться от отбывания наказания;

- исполнение приговоров, постановлений и определений судов, актов амнистии и помилования в отношении содержащихся в воспитательном центре осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- обеспечение правопорядка и законности при исполнении наказаний в виде лишения свободы, и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

- обеспечение  личной  безопасности  персонала,  должностных  лиц  и граждан, находящихся на территории воспитательного центра;

 - обеспечение личной  безопасности  содержащихся  в  воспитательном центре осужденных, а также  подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- соблюдение прав и законных интересов содержащихся в воспитательном центре осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- обеспечение охраны, изоляции и надзора;

- обеспечение    единого   учебно-воспитательного   процесса,   создание условий для получения общего и профессионального образования (профессиональной подготовки) осужденными, а также подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений;

- обеспечение  различных условий  отбывания  наказания  в воспитательном центре;

- осуществление оперативно-розыскной деятельности;

- оказание помощи осужденным в социальной и трудовой адаптации;

- организация жизнедеятельности воспитательного центра, развитие его материально-технической базы и социальной сферы.

Функции воспитательного центра:[2]

- осуществление  приема,  размещения  и  содержания  осужденных, подозреваемых и обвиняемых в соответствии с установленными нормами и требованиями;

- осуществление,   в  установленном   порядке,   учета  осужденных, подозреваемых и обвиняемых;

- установление и поддержание Правил внутреннего распорядка;

- обеспечение  пропускного   режима,  передвижения   осужденных, подозреваемых и обвиняемых по охраняемой территории;

- обеспечение условий для проведения длительных и краткосрочных свиданий, телефонных переговоров, приема и передачи почтовых отправлений;

- осуществление   конвоирования   осужденных,  подозреваемых  и обвиняемых внутри и за пределами воспитательного центра;

- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений со стороны осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- организация  и  проведение  социальной,  психологической  и педагогической (воспитательной) работы, направленной на формирование у осужденных, законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня;

- обеспечение  взаимодействия  с  государственными  органами, общественными объединениями, религиозными организациями и средствами массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции воспитательного центра;

- оказание содействия лицам, освобождающимся из воспитательного центра, в вопросах трудового и бытового устройства;

- осуществление  эксплуатации  зданий,  сооружений и инженерно-технических средств охраны и надзора и поддержание их в исправном состоянии;

- осуществление  противопожарных  и  противоэпидемиологических мероприятий, предусмотренных государственными стандартами, нормами и правилами;

- обеспечение  учебно-производственных  (трудовых)  мастерских  материально-техническими и трудовыми ресурсами, транспортным и энергетическим обслуживанием;

- осуществление  мероприятий  по  мобилизационной подготовке и гражданской обороне, контроль готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- осуществление  правового  обеспечения финансово-хозяйственной, оперативно-служебной, медицинской и иной деятельности;

- ведение  бухгалтерской и статистической отчетности в порядке, установленным законодательством Российской Федерации;

- распоряжение   финансовыми   ресурсами,   выделенными  территориальным органом ФСИН России из федерального бюджета на решение поставленных перед ним задач;

- осуществление иных функций, возлагаемых на воспитательный центр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2. Условия отбывания наказаний осужденными в воспитательном центре[3].

 

В воспитательных центрах обеспечиваются следующие условия отбывания наказаний: обычные, облегченные, льготные и строгие.

Обычные условия:

в обычных условиях отбывают наказание  осужденные, поступившие в воспитательный центр, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

Осужденным, отбывающим наказание в воспитательных центрах в обычных условиях, разрешается (статья 133 ч.2, п. а, б УИК РФ):

ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (помимо средств, заработанных осужденными в период отбывания наказания, пенсий и социальных пособий, которые они могут расходовать без ограничения), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере четырех тысяч рублей;

 

иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

 

 

  Облегченные условия:

  в облегченных условиях отбывают наказание осужденные, переведенные из обычных условий отбывания наказания, соответствующие следующим критериям:

  не нарушает установленный порядок отбывания наказания;

  имеет желание учиться и работать (учится в общеобразовательной школе, либо в ПУ, техникуме, ВУЗе; работает на оплачиваемых работах либо по благоустройству территории учреждения);

  частично признает свою вину, оправдывает себя, при этом винит в случившемся других людей и ссылается на сложившиеся обстоятельства;

  наказание считает частично справедливым;

  проявляет желание к добровольному погашению иска (при его наличии), не готов принести извинения потерпевшему;

  участвует в воспитательных мероприятиях;

  выполняет порученную ему общественную работу;

  состоит в группе положительной либо нейтральной направленности;

  поддерживает социально-полезные связи путем переписки, телефонных разговоров, свиданий;

  принимает участие в психологических мероприятиях.

         Осужденным в облегченных условиях отбывания наказаний разрешается (статья 133 ч.2, п. а, б УИК РФ):

         ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (помимо средств, заработанных осужденными в период отбывания наказания, пенсий и социальных пособий, которые они могут расходовать без ограничения) иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере шести тысяч рублей;

         иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательного центра длительные свидания могут проходить за его пределами.

         Льготные условия:

         в льготных условиях отбывают наказание осужденные, переведенные из облегченных условий за шесть месяцев до наступления срока условно-досрочного освобождения или окончания срока наказания и соответствующие следующим критериям:

   не нарушает установленный порядок отбывания наказания, имеет поощрения;

   учится в школе, профессиональном училище (не пропускает занятия) или среднем и высшем учебном заведении (занимается самообразованием), трудоустроен, выполняет установленные нормы выработки, активно участвует в работах по благоустройству территории воспитательного центра;

   признает свою вину в совершенном преступлении;

   назначенное ему наказание считает справедливым;

   добровольно погашает иск (при его наличии), написал извинительное письмо потерпевшему;

   принимает активное участие в воспитательных мероприятиях;

   выполняет порученную ему общественную работу;

   принадлежит к группе осужденных положительной направленности;

   поддерживает социально-полезные связи путем переписки, телефонных разговоров, свиданий;

   принимает участие в психологических мероприятиях.

          Льготные условия отбывания наказаний создаются за пределами охраняемой территории под надзором администрации. Осужденным в этих условиях разрешается: ношение гражданской одежды, пользование наличными денежными средствами, проведение краткосрочных свиданий без ограничения их количества, проведение выходных и праздничных дней по месту постоянного проживания с разрешения начальника воспитательного центра, либо в населенном пункте по месту дислокации воспитательного центра, обучение в учебных заведениях, расположенных за пределами воспитательного центра также в населенном пункте его дислокации, выезд в краткосрочный отпуск до семи суток без учета времени в пути к месту постоянного проживания для решения вопросов трудового и бытового устройства.

        Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания.

Строгие условия:

         в строгих условиях отбывания наказаний содержатся осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, а также осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания, по следующим критериям (перевод осуществляется по 7 и более критериям):

          систематически нарушает установленный режим содержания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности два и более раза правами начальника воспитательного центра;

          отказывается от учебы и работы, в том числе по благоустройству территории воспитательного центра (не посещал занятия в школе и ПУ без уважительных причин более 3 раз, не выходил на работу без уважительной причины более 2 раз);

          не раскаивается в совершенном преступлении, убежден в собственной правоте и признает возможным преступный образ жизни;

          осуждение и наказание считает несправедливым;

          отказывается от добровольного погашения иска (при его наличии) при наличии денежных средств на лицевом счете;

          не участвует в воспитательных мероприятиях;

          не принимает участие в общественной работе;

          является участником группы нейтральной или отрицательной направленности;

          не поддерживает социально-полезные связи, не предпринимает попыток к их восстановлению;

   не принимает участие в психологических мероприятиях.

          По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся в обычные условия отбывания наказания.

  Существенным отличием строгих условий отбывания наказаний является проживание осужденных в изолированных помещениях, запираемых в свободное от учебы и работы время. Обучение, привлечение к труду, питание, прогулка, спортивные мероприятия для них организуются отдельно от других категорий осужденных.  

Осужденным в строгих условиях отбывания наказаний разрешается (статья 133 ч.5, п. а, б УИК РФ):

ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (помимо средств, заработанных осужденными в период отбывания наказания, пенсий и социальных пособий, которые они могут расходовать без ограничения) иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех тысяч рублей;

иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

 

3.  Раздельное содержание осужденных[4].

Раздельное содержание обусловлено:

по полу (раздельное содержание лиц мужского и женского пола);

по степени криминальности (впервые осужденные отдельно от лиц, ранее отбывавших наказание в воспитательной колонии или воспитательном центре, а также лиц умышленно совершивших преступления в период отбывания лишения свободы);

по возрасту (раздельно содержатся лица в возрасте от 14 до 16 лет, от 16 до 18 лет, от 18 до 21 года и старше).

Группы лиц для проживания в помещении формируются с учетом  психофизиологической совместимости характеров.

Раздельное содержание по указанным категориям обеспечивается также для лиц, содержащихся в карантине, стационаре медицинской части, строгих, обычных, облегченных и льготных условиях отбывания наказания, в ДИЗО.

Проведение занятий в школе и профессиональном училище, организация трудовой занятости осужденных указанных категорий осуществляется также раздельно на основе закрепления классных комнат и рабочих смен.

Допускается совместное участие различных категорий осужденных в проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий за исключением лиц, содержащихся в ДИЗО и строгих условиях отбывания наказания.

 

4. Структура воспитательного центра[5].

Типовая структура воспитательного центра не предусматривает создание ПФРСИ (помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора) и включает в себя следующие составные элементы: жилые блоки для раздельного проживания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказаний, льготные условия отбывания наказаний (реабилитационный центр), ДИЗО (дисциплинарный изолятор), карантинное отделение, здания и сооружения общего назначения.

 

Жилые блоки для раздельного проживания осужденных в обычных и облегченных условиях отбывания наказаний размещаются в отдельных или совмещенных зданиях, включающих в себя весь комплекс помещений  для проживания осужденных по 4 человека с возможностью визуального контроля за их поведением, помещений для организации культурно-массовой и воспитательной работы с осужденными.  Помещения для проживания в обычных и облегченных условиях оснащаются мебелью и бытовой техникой (приложение №1).

Строгие условия  отбывания наказаний представляют собой отдельное или совмещенное здание, включающее в себя комплекс помещений  для изолированного содержания осужденных в помещениях по 4 человека, запираемых в свободное от учебы и работы время, и обеспечивающих возможность визуального контроля за их поведением (приложение №1).

Льготные условия отбывания наказаний (реабилитационный центр) представляют собой отдельное здание, расположенное за пределами охраняемой территории воспитательного центра, включающее в себя весь комплекс помещений для изолированного содержания в комнатах по                 4 человека положительно характеризующихся осужденных, готовящихся к освобождению, под надзором, но без охраны (приложение №1).

ДИЗО (дисциплинарный изолятор)  представляет собой отдельное или совмещенное здание, включающее в себя весь комплекс помещений  для изолированного содержания и обеспечивающее камерное содержание осужденных (в одиночных камерах), привлеченных к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ДИЗО на период до семи суток(приложение №1).

Карантинное отделение представляет собой отдельное или совмещенное здание, включающее в себя комплекс помещений  для изолированного проживания в комнатах по 4 человека, в котором размещаются все осужденные, прибывшие в воспитательный центр после вступления приговора в законную силу на период 30 дней, а лица, испытывающие трудности в адаптации к местам лишения свободы могут быть оставлены в карантинном отделении до 3 месяцев в отдельном помещении от других категорий осужденных (приложение №1).

Здания и сооружения общего назначения включают в себя административные здания для организации деятельности персонала, школу, профессиональное училище, медицинскую часть, прачечный комбинат, столовую, учебно-производственные мастерские, клуб, культовые сооружения (храмы и молитвенные комнаты), спортивные залы, охранные сооружения, спортивные площадки и другие объекты (приложение №2).

 

Возможно создание воспитательных центров с ПФРСИ.

Воспитательный центр с ПФРСИ на первоначальном этапе необходимо создать только на базе Брянской воспитательной колонии, в последующем возможно открытие  ПФРСИ в воспитательных центрах,  обеспечивающих условия для участия лиц, содержащихся под стражей, в следственных действиях и судебных заседаниях.

ПФРСИ: представляют собой помещения, размещенные, как правило, в отдельно расположенных зданиях, и обеспечивающие оптимальные условия  содержания под стражей несовершеннолетних в камерах малой наполняемости  (2-4 человека).

При создании воспитательного центра без ПФРСИ размещение подозреваемых и обвиняемых несовершеннолетних осуществляется в СИЗО (следственном изоляторе)  в условиях их строгой изоляции от лиц других категорий.

Норматив общей площади на одного несовершеннолетнего в ПФРСИ и СИЗО установить не менее 7 кв.м.[6]

 

           5. Материально-бытовые условия[7].

Материально-бытовые условия для проживания осужденных предполагают их размещение в жилых помещениях по 4 человека, оборудованных санузлом, умывальником из расчета 1 на 4 человека. Норма общей площади устанавливается из расчета 6 кв. метров на 1 человека[8].

Жилое  помещение оснащается кнопкой экстренного вызова сотрудников дежурной смены и переговорным устройством.

С целью стимулирования правопослушного поведения осужденных материально-бытовое оснащение помещений для проживания имеет различия в зависимости от вида условий отбывания наказаний.

 

     6. Организация работы учебно-воспитательного совета воспитательного центра[9].

С целью коллегиального рассмотрения важнейших вопросов организации деятельности воспитательного центра создается учебно-воспитательный совет.

В состав учебно-воспитательного совета входят заместители  начальника воспитательного центра, начальники отделов и частей, директор школы, директор профессионального училища, старший психолог, социальные педагоги, старшие социальные работники, а  также опытные сотрудники колонии. При рассмотрении вопросов помилования, условно-досрочного освобождения, перевода в различные виды условий отбывания наказания осужденных в его работе могут принимать участие члены общественных наблюдательных комиссий, уполномоченные по правам человека и правам ребенка в субъектах Российской Федерации, представители общественных и религиозных организаций. Председателем учебно-воспитательного совета  является начальник воспитательного центра, который утверждает его состав  приказом на один год.   

Учебно-воспитательный совет рассматривает:

представления о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в  другие;

характеристики на осужденных, подавших ходатайство о помиловании, условно-досрочном освобождении, а также о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Разрабатывает и рассматривает предложения по:

организации исполнения наказания, исполнению требований нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России, документов вышестоящих органов;

обеспечению условий содержания осужденных;

состоянию учебной и воспитательной работы, режиму содержания и дисциплины осужденных, о мероприятиях по их улучшению;

организации трудовой занятости осужденных;

планированию работы, подведению итогов проверок деятельности воспитательного центра, а также его отделов и частей, подведению итогов за год (полугодие, квартал);

взаимодействию психологов, воспитателей, учителей, мастеров и других сотрудников при проведении воспитательной работы;

внедрению в практику работы достижений педагогики и психологии.                                                             

Учебно-воспитательный совет планирует свою деятельность с учетом основных направлений воспитательной работы с осужденными воспитательного центра.

Заседания  учебно-воспитательного совета проводятся по мере необходимости, но не  реже одного раза  в два месяца. Решения принимаются большинством голосов при участии в заседании не менее половины его  членов. После утверждения  начальником воспитательного центра являются обязательными для всех его сотрудников.                      

В целях качественной подготовки материалов, выносимых на рассмотрение   учебно-воспитательного совета, и выработки рекомендаций по конкретным вопросам  из числа членов совета создается рабочий  орган - методическая группа в количестве  трех-пяти человек.                                                                           лей не позднее чем за пять дней

При учебно-воспитательном совете могут создаваться секции. Количество секций определяется учебно-воспитательным советом самостоятельно с учетом оперативной обстановки и особенностей работы воспитательного центра.  

 

7. Организация социальной, психологической и социально-педагогической работы[10].

Важнейшей комплексной задачей, стоящей перед воспитательным центром, является деятельность психолого-педагогического и реабилитационного характера, основными принципами которой являются:

-    непрерывность и преемственность социальной, психологической и социально-педагогической работы с осужденными с момента заключения под стражу и до момента освобождения;

-    обеспечение приоритета в работе психолого-педагогическим и социальным методам и формам воздействия на осужденных;

-    учет возрастных и индивидуальных (психологических, физиологических, уголовно-правовых) характеристик осужденных;

-    наличие в штатах воспитательного центра достаточного количества сотрудников, осуществляющих функции социальной, психологической и социально-педагогической работы с осужденными;

-    комплексный характер деятельности, основанный на взаимодействии между различными службами воспитательного центра.

Социальная работа, психологическая работа и социально-педагогическая деятельность имеют сходные взаимодополняющие цели, оперируют едиными ресурсами, принадлежащими личности сотрудника и осужденного (способности, субъектная позиция, ценностные ориентации и др.), и ресурсами среды (окружение осужденного, его социально полезные связи, территория и помещения воспитательного центра и др.); имеют общую методологию работы; используют родственные методики.

В воспитательных центрах ликвидируется отрядное звено и создается сектор воспитательной работы, включающий группу осужденных в количестве 8 человек, за которым закрепляется социальный педагог. Создаются дополнительные помещения, обеспечивающие возможность проведения воспитательных, спортивных, групповых и индивидуальных мероприятий с участием социального педагога, социального работника и психолога.

Должности социальных педагогов, социальных работников и психологов комплектуются лицами, имеющими высшее образование по соответствующим специальностям. Сотрудникам данной категории в рабочее время разрешается ношение гражданской одежды.

Социальную работу организуют социальные работники воспитательного центра с момента прибытия осужденных в карантинное отделение и до освобождения, штат социальных работников установить из расчета 1 социальный работник на 32 осужденных.

Психологическая работа проводится психологами воспитательного центра, начиная с момента прибытия осужденных в карантин и до освобождения, штат психологов установить из расчета 1 психолог на               16 осужденных.

Воспитательную работу осуществляет социальный педагог, штат  социальных педагогов установить из расчета 1 социальный педагог на               8 осужденных.

Цель деятельности социальных работников – социальное сопровождение осужденных в условиях исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, а также оказание содействия в ресоциализации и успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Задачи и направления работы социальных работников:

- оказание осужденным социальной помощи, поддержки и социальной защиты;

- диагностика социального развития и проблем осужденного, их решение и оказание дифференцированной (в соответствии с особенностями жизненной ситуации) социальной помощи;

- развитие положительного потенциала осужденных;

- формирование многообразного успешного социального опыта  и оптимизация личного статуса осужденных;

- комплексная подготовка осужденных и их близких родственников к освобождению;

- содействие в сохранении, восстановлении и развитии социально полезных связей осужденных;

- привлечение общественности к решению социальных проблем  осужденных после освобождения из воспитательного центра;

- охрана социальных прав осужденных, социально-правовая помощь (направлена на соблюдение прав и содействие в реализации правовых гарантий различным категориям осужденных), правовое воспитание (через дополнительные образовательные программы по жилищным, семейно-брачным, трудовым и гражданским вопросам).

 

Система профессионального взаимодействия социальных работников.

Осуществляет взаимодействие с учреждениями системы социального обеспечения, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, попечительским советом и близкими родственниками осужденных.

Ведущие технологии деятельности социальных работников. Индивидуальная и групповая работа с осужденными осуществляется с использованием следующих специальных социальных технологий:

социальная диагностика, социальная реабилитация (социально-медицинская, социально-психологическая, социально-трудовая, педагогическая, спортивная, социально-бытовая, коммуникативная, социокультурная и др.);

социально-средовая адаптация, социальный патронаж, социальное обеспечение, социальная защита, социальное посредничество, медиация, педагогика переживания, гендерно-чувствительная социальная работа, технология  формирования социальных навыков, технология связи с общественностью и др.

 

Деятельность социальных педагогов.

Цель – продуктивное содействие осужденному в получении им доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребности, а также его адаптации к культуре современного общества.

Задачи и направления работы:

- педагогическое сопровождение групповых явлений в среде осужденных (кружковая работа, наставничество, проведение воспитательных мероприятий);

- разработка и реализация индивидуальных воспитательных маршрутов;

- социально-педагогическое сопровождение (поддержка осужденного в построении им социальных отношений, оказание ему помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации);

- педагогическая поддержка (процесс совместного определения с человеком его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и формировании образа жизни);

- социально-педагогическая помощь (реальное содействие осужденному в преодолении возникающих у него трудностей).

Система профессионального взаимодействия.

Наиболее тесное внутреннее взаимодействие осуществляется со следующими сотрудниками воспитательного центра:

- психологи (диагностика, рекомендации по разработке индивидуальных воспитательных маршрутов, проведение тренинговой работы);

- социальные работники (совместное решение социальных проблем осужденных);

- персонал школы, профессионального училища, учебно-производственных (трудовых) мастерских (организация общего и профессионального обучения и трудовой адаптации осужденных).

Внешнее взаимодействие осуществляется со следующими субъектами:

- родительский комитет (педагогические консультации для родителей;  организация педагогических практикумов; повышение эффективности воспитательного воздействия на осужденных; организация учебно-воспитательного процесса; укрепление материально-технической базы);

- попечительский совет (организация учебно-воспитательного процесса;  укрепление материально-технической базы и др.);

- религиозные организации (духовно-нравственное просвещение и воспитание осужденных);

- родственники осужденных, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы местного самоуправления, департаменты образования, здравоохранения, культуры (формирование демографических данных, восстановление родственных связей, решение вопросов образования, медицинских проблем и организации культурно-массовой работы).

             Деятельность психологической лаборатории (ПЛ).

Целью деятельности ПЛ является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики, а также разрешение конфликтных ситуаций и профилактика чрезвычайных происшествий.

Задачи и направления работы ПЛ:

-   психодиагностика индивидуально-психологических особенностей личности осужденных;

-   изучение и коррекция индивидуального и группового поведения осужденных, исследование социально-психологических процессов в их среде;

-   прогнозирование и предупреждение негативных явлений.

Основные направления работы ПЛ с лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте, на этапе их нахождения в ПФРСИ и СИЗО:

-    постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности и прогноза ее поведения;

-  оценка отношения личности к совершенному преступлению и внесение рекомендаций сотрудникам других служб по организации работы с ней в части профилактики рецидивной преступности;

-    разработка мероприятий по воспитательной, медико-психологической и социально-трудовой реабилитации с лицами, имеющими отклонения в психике;

-    оказание психологической помощи в адаптации к условиям социальной изоляции, преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений и профессиональному самоопределению.

Особенности работы ПЛ с лицами в возрасте от 14 до 18 лет:

-    психологическая профилактика негативных явлений в воспитательном центре, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;

-    психологическая поддержка и повышение психологической компетентности сотрудников воспитательного центра, в частности социальных педагогов, с целью грамотной и успешной реализации рекомендаций психиатров и психологов по социально-психологической и медицинской реабилитации несовершеннолетних осужденных;

-    оказание несовершеннолетним с психическими отклонениями и относящимися к «группе риска» психологических консультаций на всех этапах проведения работы, а также при решении вопросов об изменении условий отбывания наказаний, представления к условно-досрочному освобождению и привлечения к дисциплинарной ответственности.

Особенности работы ПЛ с лицами, достигшими 18-летнего возраста, состоят в  психологической коррекции поведения осужденных, изучении социально-психологического климата в их среде.

Особенности работы ПЛ с лицами на этапе нахождения в льготных условиях отбывания наказаний (реабилитационном центре) состоят в оказании психологической помощи осужденным в подготовке к освобождению, а также в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, обусловленных предстоящим освобождением.

Психотехнологический инструментарий должен учитывать специфику личностных особенностей осужденных и задачи, решаемые психологом на разных участках воспитательного центра. Психолог совместно с социальным педагогом, оперуполномоченным, сотрудниками отдела режима и медицинской части разрабатывает комплексную программу сопровождения осужденного, с учетом других программ исправления и ресоциализации (режимно-поведенческая, трудовая, образовательная, профессиональная подготовка, социальная, религиозная и досугово-бытовая).

Психолог осуществляет взаимодействие с сотрудниками других подразделений воспитательного центра с учетом особенностей их профессиональной деятельности.

        С социальным педагогом:

- подготовка индивидуальных психологических портретов на каждого осужденного с учетом специфики отбывания им наказания в зависимости от участка воспитательного центра (ПФРСИ, льготные условия отбывания наказаний, карантинное отделение и т.д.);

- подготовка рекомендаций по организации социально-педагогической работы с осужденными;

- консультирование сотрудников по вопросам организации индивидуальной воспитательной работы с осужденными.

        С оперативным отделом:

- участие в качестве психолога-консультанта при чрезвычайных ситуациях (например, в случае групповых неповиновений или массовых беспорядков).

С отделом режима и охраны:

- подготовка заключений на осужденных, рекомендованных к передвижению без конвоя (например, при переводе в льготные условия отбывания наказаний);

- участие в расследовании причин актов аутоагрессии осужденных;

  изучение осужденных, состоящих в группах профилактического учета, а также составление заключений и рекомендаций в работе с ними в случае постановки или снятия с профилактического учета.

        С образовательными учреждениями (ПУ, школой):

- участие в решении психологических проблем педагогической деятельности преподавателей и обучающихся.

        С медицинской частью:

- изучение медицинских карт осужденных, в том числе, состоящих на психиатрическом учете;

- совместное изучение и сопровождение лиц, с пограничными психическими расстройствами;

В рамках своей профессиональной деятельности для решения вопросов за пределами воспитательного центра психологи ПЛ, в частности, взаимодействуют:

- с образовательными учреждениями по вопросам собственной профессиональной подготовки;

- с центрами психодиагностики территориальных органов ФСИН России и межрегиональными психологическими лабораториями по вопросам совершенствования методической базы;

- с общественными благотворительными организациями по вопросам оказания практической помощи осужденным в адаптации к условиям отбывания наказания в виде лишения свободы.

Технология индивидуального и непрерывного психологического сопровождения обеспечивается ведением единой карты работы с осужденным, заполняемой психологом, социальным работником и социальным педагогом.

 

  8. Организация взаимодействия с общественными институтами[11].

 

Сотрудники всех служб воспитательного центра обеспечивают взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями, предприятиями различных форм собственности с целью совершенствования социальной, психологической и социально-педагогической работы и укрепления материально-технической базы, решения вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, защиты прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

Они взаимодействуют, в частности, с:

-   аппаратами Уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка;

-    попечительским советом;

-    родительским комитетом;

-    общественной наблюдательной комиссией;

-    благотворительными некоммерческими фондами;

-    религиозными организациями;

-    производственными предприятиями и организациями различных форм собственности;

-    комиссиями по вопросам помилования;

-    средствами массовой информации.

Порядок взаимодействия воспитательных центров с общественными объединениями и религиозными организациями определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами, соглашениями о сотрудничестве и договорами.

 

9. Организация образовательного процесса[12].

 

Цель организации образовательного процесса осужденных в воспитательном центре состоит в создании необходимых и благоприятных условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования или профессиональной подготовки, а также содействии в получении среднего и высшего профессионального образования.

Общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней (сменной) общеобразовательной школы, профессионального училища и учебно-производственной мастерской воспитательного центра. Осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ст. 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Формы организации образовательного процесса осужденных в воспитательном центре:

-    основная форма организации образовательного процесса – очная; 

-    возможно применение очно-заочной (вечерней) и заочной. Допускается сочетание различных форм получения образования.

В профессиональном училище обучение осуществляется по очной и вечерней формам; в вузах – по заочной форме, а также с применением дистанционных образовательных технологий (на базе пункта дистанционного образования).

       В связи с наличием в воспитательном центре одной общеобразовательной школы и одного профессионального училища необходимо обеспечить раздельный процесс обучения различных категорий осужденных (согласно разделу 3) на основе закрепления классов и  организации занятий посменно.

 

                    10. Организация трудовой адаптации осужденных.

 

Цель организации трудовой адаптации осужденных в воспитательном центре состоит в создании условий для приобретения (восстановления) ими профессиональных трудовых навыков и получения востребованной на рынке труда специальности, выработки у них психологической и нравственной потребности трудиться, формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировании правопослушного поведения.

Основные формы организации трудовой адаптации осужденных в воспитательном центре:

- в учебно-производственных мастерских (основная форма для воспитательного центра);

- на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территории воспитательного центра и вне его;

- по хозяйственному обслуживанию воспитательного центра.

Главной задачей учебно-производственной мастерской является создание, во взаимодействии с профессиональным училищем, необходимых условий для удовлетворения потребности осужденных в получении начального профессионального образования, профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации, прохождения производственного обучения и производственной практики, а также приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

Учебно-производственная мастерская является структурным подразделением воспитательного центра.

 

 

11. Организация оперативно-розыскной деятельности в воспитательном центре.

 

Оперативная работа в воспитательном центре осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ                 «Об оперативно-розыскной деятельности».

Ее основными задачами являются: предупреждение правонарушений, совершаемых осужденными в условиях воспитательного центра, а также  оказание помощи правоохранительным органам в раскрытии ранее совершенных преступлений, в проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении подозреваемых и обвиняемых.

 

12. Организация режима, надзора и охраны.

 

Для рационального использования персонала, обеспечивающего функции охраны и надзора, провести реорганизацию действующих отделов режима и охраны, путем их объединения. 

Во всех воспитательных центрах  внедрить единую  интегрированную систему безопасности и охраны, которая в обязательном порядке должна включать в себя следующие технические элементы, обеспечивающие:

- видеонаблюдение и  документирование;

- оперативную связь;

- сигнализацию;

- управляемый удалённый доступ на объекты (электронные замки);

- сбор, обработку и передачу оперативной и иной информации.

- инженерно-технические средства охраны, надзора, связи.

Для выполнения задач по охране и надзору воспитательного центра назначается дежурная смена с 12 часовым графиком работы. Дежурная смена состоит из руководства, резервных групп, обеспечивающих, при необходимости, осмотр внутренней и внешней запретной зоны и предотвращение противоправных действий осужденных, сотрудников, несущих службу на одиночных постах (КПП по пропуску людей и транспорта,  строгие условия отбывания наказаний, ДИЗО, карантинное отделение, столовая, медицинская часть, школа, профессиональное училище, учебно-производственные мастерские, комната выдачи и получения посылок и передач, а также в ночное время в спальном расположении осужденных).

Руководство сменой осуществляет оперативный дежурный-1 ед. и помощники оперативного дежурного-2 ед., один - обеспечивает контроль за функционированием средств охраны, второй - организует деятельность по надзору за осужденными (обеспечивает контроль за несением службы на одиночных и временных постах, осуществляет их смену).

Резервная группа состоит из 3 человек, осуществляет несение службы в штатном режиме и находится в постоянной готовности к действиям по сигналам ТСО (сработка) и чрезвычайным происшествиям. Резервная группа может использоваться для досмотра лиц, прибывающих на краткосрочные и длительные свидания, а также участвовать в обысковых мероприятиях.

При осложнении оперативной обстановки в воспитательном центре оперативный дежурный может усилить состав резервной группы.

Одиночные посты во внутренней зоне выставляются в дневное и ночное время (КПП по пропуску людей и транспорта, строгие условия отбывания наказаний, ДИЗО, карантинное отделение, медицинская часть), а также в ночное время в спальном расположении осужденных. В общеобразовательной школе, профессиональном училище, учебно-производственных мастерских и столовой одиночные посты выставляются на период пребывания осужденных.

За счет внедрения передового опыта зарубежных стран и отечественных наработок (УИС, МВД, ВВ МВД) необходимо оснастить запретную зону исправительного учреждения непреодолимым препятствием и оборудовать ее необходимыми инженерно-техническими средствами.

Охрана воспитательного центра осуществляется в соответствии с Концепцией развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года, утвержденной приказом ФСИН России                                       от 15.12.2010 № 525 дсп.

Штатная численность среднего и старшего начальствующего состава отдела охраны будет перераспределена в зависимости от потребности воспитательного центра с учетом усиления воспитательных, социальных, психологических и режимных служб учреждения.

Оборудовать в дежурной части воспитательного центра единый пост видеонаблюдения и технического контроля (ситуационный центр), определить круг лиц, имеющих допуск в него.

Инженерно-техническое обеспечение и ремонт средств охраны осуществляется внешней организацией, специализирующейся в данной области деятельности (передается на аутсорсинг).



[1] Требуется внесение изменений в статью 74, главу 17  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

[2] Перечень функций воспитательного центра вытекает из его задач с учетом обязанностей учреждений, исполняющих наказания (ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,функций следственных изоляторов        (п. 3.1.–3.32. Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 25.01.1999 г. № 20), а также ряда других правовых норм, содержащих указания на обязанности субъектов управления воспитательного центра..

[3] Требуется внесение изменений в статьи 132,133,134  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

[4] Требуется внесение изменений в статью 80  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

[5] Требуется внесение изменений в главу 17  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

[6] Европейские пенитенциарные правила.

[7] Требуется внесение изменений в ст. 99 ч.1,  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п.194 приказа Минюста России  №311от 11.10.2006.

[8]СанПиН N 42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ».

[9] Требуется внесение изменений в раздел 9 приказа Минюста России  №91от 21.06.2005.

[10] Требуется внесение изменений в главу 15  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

[11] УИК РФ (ч.1 ст.141, ч. 2 ст. 142, ч. 1,4,6 ст. 14), Федеральный закон РФ от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Федеральный закон РФ от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; Федеральный закон РФ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Федеральный закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-ФЗ «О средствах массовой информации» и др.

[12] Требуется внесение изменений в статью 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.


18 сентября 2011г.
[просмотров: 698]
Сайт Президента Российской Федерации

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЦ

ПРИЕМ ГРАЖДАН ПО ЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ РУКОВОДСТВОМ УФСИН РОССИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Телефоны доверия (4242) 42-40-47, (4242) 42-44-78




© УФСИН России по Сахалинской области 2008-2011
E-mail: press_ufsin@bk.ru, тел. 42-47-91
Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, 78